Главная Бизнес и Экономика Когда проблемы покажутся успехами: что ждет Россию в 2023 году

Когда проблемы покажутся успехами: что ждет Россию в 2023 году

Театр военных действий, где в последние дни Россия несет существенные потери, является не единственным проблемным фронтом страны-агрессора. Не меньшее, а, возможно, большее поражение РФ терпит в экономике.

Никого не должны вводить в заблуждение бравурные заявления российских чиновников и пропагандистов о том, что западные санкции не наносят какого-либо значимого ущерба стране-агрессору. И, если российскому обывателю, как и прежде, внушают, что «все идет по плану», то непублично в рядах российской элиты царят совсем другие настроения.

На днях Bloomberg опубликовал основные тезисы секретного доклада, подготовленного для правительства РФ, с которым агентству удалось ознакомиться.

В докладе рассматриваются три возможных сценария развития событий, два из которых предусматривают ускорение падения российской экономики с возможностью ее восстановления до довоенного уровня лишь в конце нынешнего десятилетия, а то и позже.

В частности, в «инерционном» сценарии в следующем году экономика России будет на 8,3% меньше уровня 2021 года, тогда как «стрессовый» сценарий предусматривает достижение низшей точки обвала в 2024 году, в котором ВВП страны-агрессора усохнет на 11,9% по сравнению с 2021 годом.

Есть еще «целевой» сценарий, являющийся для России самым благоприятным (но далеко не самым реалистичным). В нем экономика РФ в 2023 году провалится всего на 3,8% в сравнении с 2021 годом, после чего медленно начнет расти и выйдет на довоенный уровень уже в 2025 году.

Кстати, в том, что касается текущего года, то в докладе падение ВВП прогнозируется, в зависимости от сценария, в пределах от 2,9% до 4,2%.

Также все сценарии предусматривают усиление западных санкций, а также присоединение к ним новых стран – тех, которые до сих пор придерживаются нейтралитета.

В докладе также говорится, что в течение ближайшего года-двух в России сократится производство в экспортоориентированных секторах экономики, и речь идет не только о нефтегазовой отрасли, но также о металлургии, химической и деревообрабатывающей промышленности. И, если в некоторых из этих секторов позже возможно восстановление, в любом случае, «они перестанут быть драйверами экономики», пишет Bloomberg.

Полная остановка поставок газа в Европу будет стоить России порядка 400 миллиардов рублей (6,6 миллиарда долларов) недополученных налоговых поступлений. При этом утрата европейского газового рынка не будет в полной мере компенсирована за счет других покупателей даже в среднесрочной перспективе.

Сокращение объемов экспорта приведет, в свою очередь, к падению добычи газа, что, в конечном итоге, поставит под угрозу газификацию некоторых регионов в самой россии.

Аналогичная ситуация будет наблюдаться и в нефтяной отрасли – отказ ЕС от российской нефти спровоцирует сокращение нефтедобычи, в связи с чем в рф может возникнуть дефицит автомобильного топлива.

Российские пропагандисты любят создавать апокалиптические сценарии мировой рецессии, которая поглотит США и Европу, но, если она действительно произойдет, России будет также несладко – спрос на ее сырье упадет еще больше, что приведет к обвалу рубля и ускорению инфляции.

В документе также говорится о серьезных грядущих потерях для России в финансовом и технологическом секторах экономики.

В частности, прогнозируется, что РФ до 2025 года могут покинуть порядка 200 тысяч IT-специалистов (напомним, что в первые месяцы после вторжения из России выехало от 50 до 80 тысяч айтишников).

Ограничение доступа к западных технологиям отбросит страну-агрессора на поколение или два назад.

Если рассмотреть ситуацию на уровне разных секторов экономики, то она выглядит следующим образом.

Фактически, 99% производства курятины и 30% молочного животноводства в России зависят от импорта. Семена для выращивания сахарной свеклы и картофеля также в основном завозятся из-за рубежа. Это же касается рыбьего корма и аминокислот.

«Апостроф» ранее писал, что западные санкции наносят непоправимый ущерб российской авиации. Это неудивительно, так как, согласно данным секретного доклада правительству РФ, 95% авиаперевозок в этой стране осуществляются на самолетах иностранного производства. Соответственно, из-за отсутствия запчастей российский авиационный флот будет сокращаться, и, добавим от себя, «канибализация» самолетов будет нарастать.

В машиностроении ситуация не настолько плачевная, однако лишь 30% оборудования в отрасли производится в самой России, а потому проблемы будут и здесь.

Что касается фармацевтической отрасли, то она зависит от импорта сырья на 80%.

Растущий дефицит

Впрочем, проблемы в России ощущаются уже сегодня. Граждане жалуются на рост цен, притом не только на импортные, но и на отечественные товары. Данные соцопросов, даже наиболее ангажированных, показывают, что россияне все меньше интересуются ходом «специальной военной операции», как в РФ называют войну против Украины, и все больше обращают внимание на внутренние проблемы страны, большинство из которых, так или иначе, связаны с экономикой.

Правительство России ищет различные способы наполнения бюджета, который по итогам года, как ожидается, будет дефицитным, хотя еще несколько месяцев назад он выполнялся, пусть и с сокращающимся, но с профицитом.

«Хотя они себе нарисовали плановый профицит бюджета 1,3 триллиона рублей (21,8 миллиарда долларов) на 2022 год, в сентябре Минфин РФ срочно возвращается к заимствованиям через рынок облигаций федерального займа — впервые с начала войны в Украине», — сказал в комментарии «Апострофу» экономист, члена Совета Национального банка Украины Виталий Шапран.

Также власти страны-агрессора пытаются всеми способами оживить экономику, которая стремительно уходит в рецессию.

Одним из таких способов стало предложение российского Минфина провести так называемую «приватизацию» пенсионных накоплений граждан.

«Речь идет о деньгах, которые до 2014 года из страхового тарифа в 22% составляли так называемую накопительную часть пенсии. Ею можно было распоряжаться более свободно, чем страховой. Например, перевести в негосударственный пенсионный фонд для повышения доходности. Но с того момента действует мораторий на формирование таких сбережений, и важно, что в конце прошлого года он был продлен до 2024 года», — рассказал изданию аналитик компании «Центр биржевых технологий» (ЦБТ) Максим Орыщак.

По его словам, планы по «приватизации пенсионных накоплений» направлены на стимулирование экономики и инвестиционной активности населения. Людям предоставят опцию вложения в различные финансовые структуры или строительные проекты.

«Это — ничто иное, как попытка влить дополнительные деньги, благодаря которым повысится спрос на какие-то объекты недвижимости, акции, или индексы России», — пояснил эксперт.

Нефть уходит в минус

Однако, как показывают расчеты экономистов, в том числе, украинских, проблемы России текущего года покажутся успехами в сравнении с 2023 годом.

По словам Виталия Шапрана, сейчас российское правительство за счет энергетического сектора и Фонда национального благосостояния активно предоставляет субсидии отраслям, наиболее пострадавшим от санкций.

«Но что произойдет, когда цены на нефть упадут ниже 60 долларов (за баррель), федеральное правительство не думает, — рассказывает эксперт. — Между тем, падение цен на российскую нефть неизбежно, во-первых, это может произойти по естественным причинам – риск рецессии в ЕС уже сбил цены до уровня менее 90 долларов за баррель. Во-вторых, не будем забывать, что с 5 декабря будут действовать ограничения цены на российскую нефть, которые внедряет «большая семерка». Ожидаем, что максимальную цену для россиян зафиксируют на уровне 40-50 долларов за баррель».

Таким образом, сверхдоходов от нефти в 2023 году у России уже не будет, а снижение цен на нефть просто перекроет источник субсидий для других отраслей, который сейчас активно использует Кремль.

Руководитель аналитического направления сети «АНТС» Илья Несходовский в разговоре с «Апострофом» отметил, что именно нефть, даже в сравнении с газом, является основным источником наполнения российского бюджета, а потому отказ развитых стран от ее покупки станет сокрушительным ударом для страны-агрессора.

«В связи с этим жизнь многих россиян существенно ухудшится. Да, у них будут автомобили, но это будет «Лада Гранта» — без подушки безопасности, без специальных систем торможения, без кондиционеров, но они будут ездить. И это будет касаться всего – они перейдут на более низкие стандарты качества», — рассказал эксперт.

Еще одной проблемой РФ, которая в полной мере даст о себе знать в 2023 году, является ситуация с золотовалютными резервами (ЗВР). По словам Виталия Шапрана, 392 миллиарда долларов ЗВР России во всех резервных валютах кроме юаня заблокированы санкциями, и на сегодня их ликвидная часть — это золото и китайские юани в эквиваленте около 100 миллиардов долларов.

«Но в августе выяснилось, что в таких объемах КНР не готова отдавать юани Центробанку России для обмена на другие валюты. То есть часть золотовалютных резервов в юанях ликвидна не в полной мере, как того требуют алгоритмы управления ЗВР центрального банка, — рассказывает экономист. — Выходит, что при экономическом провале в первом квартале 2023 года Россия не будет иметь доступа к своим резервам в полной мере с тем, чтобы смягчить падение».

Беспредел и деградация

Однако не стоит надеяться на то, что санкции приведут к полному экономическому коллапсу России.

«Российское руководство не будет просто стоять и ничего не делать, — говорит Илья Несходовский. — Возьмем, к примеру, Иран. К нему также были применены достаточно мощные санкции, из-за которых они были очень сильно отброшены в своем развитии, но в целом страна выстояла, и в Иране сейчас, в принципе, нашли определенные способы, чтобы обходить санкции, по крайней мере, частично».

Он также отметил, что в начале войны, когда Запад только начинал вводить против России санкции, многие авторитетные экономисты предсказывали обвал российского рубля и крах ее банковской системы (тогда курс доллара взлетал до 200-250 рублей, но потом опустился до 50 рублей, и сейчас составляет около 60 рублей – «Апостроф»).

«Был очень мощный удар по банковской системе, они ушли со многих рынков, некоторые банки, фактически, находятся на бюджетном финансировании, но они выстояли. Поэтому и (в прогнозе) в отношении экономики также нужно это учитывать, — говорит Несходовский. — Российские бизнесмены, которые привыкли жить вне правового поля, будут налаживать различные способы доставки товаров, сырьевых материалов за счет контрабанды, закупок в третьих странах. Таким образом, они не уйдут в ноль».

Тем не менее, общая деградация, причем, не только экономики, в России неизбежна.

По словам Виталия Шапрана, экономический кризис России уже запрограммирован. В частности, речь идет об инициативе «большой семерки» установить максимальную цену на российскую нефть, а также об аналогичных планах ЕС ограничить стоимость газа.

«РФ рискует потерять экономический суверенитет, поскольку цена на ее основной экспорт будет устанавливаться G-7 и влиять на государственные финансы, бюджетную политику, промышленность неэнергетического сектора», — пояснил эксперт.

Илья Несходовский считает эффект от этих мер будет уже хорошо заметен в начале весны 2023 года. «А дальше будет эффект домино», — добавил он.

Принуждение к миру

Профицит госбюджета, который во многом обеспечивался нефтегазовыми доходами, позволял России тратить колоссальные суммы на войну с нашей страной. Согласно оценкам, в первые месяцы после вторжения враг ежедневно направлял на военные цели порядка 900 миллионов долларов. Однако уже летом финансовые возможности агрессора уменьшились – опять-таки, если говорить оценочно, сейчас военные расходы РФ составляют 400 миллионов долларов в день, что тоже немало, хоть и более чем вдвое меньше того, что было раньше.

Очевидно, что сокращение доходов бюджета и общее ухудшение состояние экономики еще больше ограничат возможности России вести эту преступную войну.

Однако это не значит, что Кремль откажется от своих захватнических планов – по крайней мере, по экономическим соображениям.

Как пояснил Илья Несходовский, у российского Центробанка есть практически неограниченные возможности печатать рубли, которые будут направляться на финансирование военных расходов. Кроме того, правительство может включить режим мобилизационной экономики, что означает, что людей будут, фактически, заставлять работать на предприятиях, производящих вооружения, за копейки.

Но производить высокотехнологичную продукцию, в том числе, военную, Россия сегодня не может, в том числе, из-за санкций: «Невозможно изготовить танк, если у вас отсутствует конкретный подшипник, который производится за границей и вам не поставляется».

В таком случае, остается только импорт, но и он будет существенно ограничен, во-первых, потому что требует значительных средств, которые в РФ неуклонно сокращаются, во-вторых, число продавцов достаточно ограничено – пока речь идет об Иране и Северной Корее, а они вряд ли смогут предложить что-нибудь высококлассное.

Резюмируя, Илья Несходовский отметил, что западные санкции, в целом ослабляя страну-агрессора, будут, в том числе, снижать ее возможности вести войну: «России будут делать все больнее и больнее, пока ей не станет нестерпимо больно, с тем, чтобы она прекратила (вести войну)».

Период полураспада

Санкции также будут иметь социально-политические последствия для России.

По словам Несходовского, каким бы ни было экономическое положение страны, учитывая российскую специфику, на жителях Москвы и Санкт-Петербурга оно особо не отразится.

«Поэтому, по моему мнению, возникнет конфликт экономического распада, — сказал эксперт. — Будут задаваться вопросом Кубань, Сибирь, другие регионы России – почему мы живем в таких условиях? Вполне возможны протестные бунты, не исключено, что при поддержке местной элиты, и это приведет к центробежным процессам. Мой личный прогноз – я думаю, что это приведет к распаду России на отдельные регионы».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Может Заинтересовать

Більшість банкірів очікує зниження облікової ставки НБУ на 0,5 в.п.

Національний банк України (НБУ) знизить облікову ставку на засіданні в четвер із 14,5% до …