Главная Бизнес и Экономика От рецессии – в депрессии: как ООН напугал украинцев

От рецессии – в депрессии: как ООН напугал украинцев

ООН предсказывает тяжелейший за целое десятилетие экономический кризис в Украине вследствие эпидемии коронавируса. Ожидается, что практически каждый четвертый украинец станет бедным, при этом тяжелее всего придется жителям востока страны. «Апостроф» выяснял, все ли так печально, и что нужно сделать, чтобы избежать обнищания народных масс.

Эпидемия коронавируса может спровоцировать в Украине крупнейшую за целое десятилетие рецессию. Об этом говорится в октябрьском отчете ООН о гуманитарной ситуации в нашей стране.

Согласно отчету, результатом такого кризиса станет то, что более 9 миллионов украинцев ожидает бедность. Учитывая, что фактическое население нашей страны составляет около 40 миллионов человек, речь, по сути, идет примерно о каждом четвертом жителе.

При этом особое беспокойство ООН вызывает ситуация на востоке Украины, где общие для страны экономические проблемы усугубляются тяготами войны.

От рецессии до рецессии

Но насколько прогнозы ООН верны?

Начнем с терминов. Что такое вообще рецессия? Этот термин начал активно использоваться в 2008 году в связи с крупнейшим со времен «Великой депрессии» мировым экономическим кризисом, который получил неофициальное название «Великая рецессия». Таким образом, «рецессия» в достаточно широком толковании является экономическим кризисом, однако не столь глубоким, как «депрессия».

Уже очевидно, что в 2020 году украинская экономика упадет, по разным оценкам, на 5-8%. Также понятно, что из-за этого, а, на самом деле, из-за карантинных мер, сильно пострадают (и уже страдают) целые сектора национальной экономики — туризм, пассажирские авиаперевозки, ресторанный бизнес, ивент-индустрия. Это также значит, что десятки, сотни тысяч украинцев лишились работы и доходов. И эта тенденция сохранится, как минимум, до конца года, а то и дольше.

Рецессией Украину не удивишь — если вынести за скобки «лихие» 90-е, когда экономика падала стабильно в течение всей «десятилетки», то можно говорить о двух ярко выраженных кризисах. Один из них совпал с той самой «Великой рецессией» 2008-2009 годов, второй, чисто отечественный, вызванный последствиями побега руководства страны во главе с Виктором Януковичем из Украины и российской агрессией в Крыму, а также на Донбассе, произошел в 2014-2015 годах.

Напомним, в 2014 году ВВП Украины упал на 6,8% в 2015-м – на 9,9%. При этом в 2009 году экономика обвалилась аж на 15% (а в 2008 году ВВП страны «успел» вырасти на 2,1%).

Трудно говорить от имени всей нации, но по ощущениям многих, кризис 2014-2015 годов был более тяжелым. Во-первых, он был чисто национальным, а не глобальным, во-вторых, он накладывался на тяготы активной фазы боевых действий на востоке, в третьих, в этот период заметно выросли цены (на 24,9% в 2014 году и аж на 43,3% в 2015 году).

На этом фоне нынешнее ожидаемое падение экономики — даже, если мерить по верхней планке — выглядит куда скромнее (при прогнозируемой инфляции на уровне менее 5%). Кроме того, уже в 2021 году возможен небольшой рост ВВП, если обойдется без «черных лебедей» (или летучих мышей).

Не хуже, чем в Америке и Европе

А теперь вернемся к главному вопросу: насколько верен прогноз ООН?

«Оценка ООН, с одной стороны, достаточно объективна. Действительно, после карантина многие украинцы – если не большинство – ухудшили свое финансовое состояние. И это происходит не только в Украине, но и во всех странах, которые страдают от распространения эпидемии», — заявил «Апострофу» глава Комитета экономистов Украины Андрей Новак.

Штаб-квартира ООН

Кроме того, по его словам, несколько миллионов украинцев в ближайшее время не смогут как раньше выехать на заработки за границу, что существенно подорвет финансовое положение многих семей.

Старший аналитик инвестиционной компании «Альпари» Вадим Иосуб также отмечает, что пандемия коронавируса носит глобальный характер, и давит на экономику большинства развитых и развивающихся стран мира.

«В этом смысле экономика Украины находится в одной лодке с другими торговыми партнерами. И ее перспективы в текущем году не сильно отличаются в худшую сторону от прогнозов по другим странам и регионам, в том числе более богатым, таким как ЕС и США», — сказал эксперт в комментарии изданию.

В связи с этим, по его словам, очень сомнительным выглядит заявление о том, что страну ждет худший год за десятилетие: «Ни один макроэкономический показатель (величина ВВП, его падение, инфляция, безработица, доходы населения и т.д.) не будет хуже, чем в тяжелом 2015 году».

Что касается тезиса о том, что больше всего пострадают жители востока страны, то, по словам Иосуба, в общие цифры, похоже, включены данные с неподконтрольных территорий Донбасса, которые проверить невозможно.

«Украинское правительство не несет ответственности и не может влиять на то, что на этих территориях происходит», — добавил он.

При этом, отметим от себя, очевидно, что последствия войны (особенно ее активной фазы), прежде всего, на неподконтрольной территории, очевидно являются отягчающим фактором при любом кризисе.

Эксперт Международного центра перспективных исследований (МЦПИ) Егор Киян также считает, что последствия нынешнего кризиса, вызванного пандемией COVID-19, будут менее тяжелыми, чем в в 2014 и 2015 годах. «Скорее, будет как в 2008-2009 годах», — сказал он в разговоре с «Апострофом».

Бедность не порок

Отдельного обсуждения заслуживает тема бедности.

«Понятие бедности очень условное и необъективное, — говорит Андрей Новак. — По стандартам ООН, бедным считается человек, который живет меньше, чем на 5 долларов в день, то есть на 150 долларов (4200 гривен — «Апостроф») в месяц. На сегодня эта сумма недостижима для большинства украинских пенсионеров».

Понятно, что 4000 и даже 5000 гривен (на сегодня это размер минимальной зарплаты в Украине, который, как ожидается, в 2021 году увеличится до 6000 гривен — «Апостроф») не является показателем зажиточности, однако есть все же разница в покупательной способности в разных странах, и в Украине на 5 долларов, то есть на на 140 гривен прожить день все же несколько легче, чем, например, в США.

Напомним, по оценкам ООН, практически каждый четвертый украинец (25%) в результате ковидного кризиса станет бедным, однако, как заметил Егор Киян, уже сегодня по разным оценкам, за чертой бедности живет от 40% до 60% населения Украины.

Одним из индикаторов такого положения вещей является количество получателей жилищных субсидий: «У нас, как минимум, 30% семей живут в таких условиях, что даже не способны оплатить «коммуналку».

По словам эксперта, в Украине уже достаточно давно все, мягко говоря, не очень хорошо, но при этом далеко не катастрофа.

«Мы куда-то плывем, барахтаемся, но я бы не сказал, что население ощутит ухудшение качества жизни сразу после заявления ООН. Население начало жить плохо задолго до того, как нам объявили, что мы должны жить плохо», — отметил он.

Намеки от ООН

Тогда почему появилась эта «страшилка» от ООН?

По словам Егора Кияна, сейчас в связи с пандемией COVID-19 тяжелые времена наступают по всему миру, при этом речь идет не только об экономическом кризисе, но и о кризисе смыслов, кризисе идей, кризисе неопределенности.

«В периоды таких кризисов, как сегодня, различные международные организации начинают повышать свою активность, всячески проталкивая разные идеи, тезисы. Чтобы показать свою значимость, ООН вбросила этот устрашающий тезис. Но, конечно же, не для того, чтобы нас запугать, а для того, чтобы мы остановились на какое-то время и задумались и пересмотрели свои приоритеты», — сказал он.

По его словам, в своем отчете ООН «намекает» на необходимость переключить внимание с чисто экономических вопросов на более социальные: «У нас сейчас социальный сектор остался на задворках, населению и бизнесу, в первую очередь, малому, уделяется недостаточное внимание. При этом в развитых странах давно поняли, что драйверами роста может стать именно социальный вектор – чем больше инвестируешь в человеческий капитал, тем больше будет отдача. Поэтому для Украины этот вопрос сейчас очень остро стоит».

Не сидеть, сложа руки

А это значит, что в этих условиях властям не стоит, что называется, расслабляться.

Если правительство все пустит на самотек или начнет отрабатывать «пожелания» стейкхолдеров, как внутренних, так и внешних, украинцы достаточно скоро смогут ощутить рост цен на продовольственные товары и услуги ЖКХ, ослабление гривны и, в целом, ухудшение своих финансовых возможностей, говорит Егор Киян.

При этом, по его словам, при любых кризисах больше всего страдают наиболее уязвимые слои населения. «Если людям нечего будет есть, может произойти все, что угодно, в том числе голодные бунты», — предупреждает эксперт.

Вместе с тем, он выразил надежду, что украинцы, привыкшие к перманентным кризисам, переживут и нынешний.

Вадим Иосуб считает, что сейчас время не для сетований, а для решительных действий.

«Нужно активно прилагать усилия для восстановления сотрудничества с МВФ, в том числе, путем (проведения) антикоррупционных реформ. В этом случае страна может рассчитывать на дешевые и долгосрочные кредиты мировых финансовых организаций, макрофинансовую помощь от ЕС, интерес к государственным облигациям и приток частных инвестиций. Это сильно поможет восстановлению экономики от последствия пандемии», — резюмировал специалист.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Может Заинтересовать

«Метінвест» з 1 травня підвищить зарплату працівникам виробничих та ремонтних підприємств в Україні

Найбільша українська гірничо-металургійна компанія "Метінвест" з 1 травня поточн…