Главная Бизнес и Экономика Зачем сеять или жать, если можно воровать: как русские крадут украинское зерно

Зачем сеять или жать, если можно воровать: как русские крадут украинское зерно

Россияне воруют аграрную продукцию на временно оккупированных ими территориях юга Украины, и вывозят ее в оккупированный Крым. При этом захватчики собираются отобрать у украинских фермеров будущий урожай, требуя от них проводить посевную кампанию под дулами автоматов. «Апостроф» выяснял, как мародерство российских оккупантов скажется на отечественном агросекторе, какими будут наши убытки, и сможет ли рф продать украинское зерно на мировом рынке, выдав его за свое.

Российские захватчики экспроприируют зерно и другую сельскохозяйственную продукцию на временно оккупированных территориях Украины.

«Оккупанты ограбили Новоалексеевский элеватор (Херсонская область — «Апостроф») и вывезли зерно в Крым. Подтверждением этому могут быть сообщения жителей Севастополя, рассказывающих, что несколько дней назад заработал морской терминал по перевалке зерна, запасов которого в Крыму просто не существует», — заявила украинский омбудсмен Людмила Денисова.

В свою очередь, народный депутат Алексей Гончаренко в своем телеграмм-канале опубликовал видео, на котором видно, как фуры, маркированные российско-нацисткой символикой в виде буквы Z, везут украинское зерно. По его данным, ворованная сельхозпродукция также направляется в оккупированный Крым.

Посевная под дулами автоматов

В Украине началась посевная кампания. В том числе, в захваченных районах Херсонской и Запорожской областей, которые, к сожалению, являются ключевыми для выращивания сельскохозяйственных культур, включая зерновые и масличные.

По словам Людмилы Денисовой, оккупанты совсем не против того, чтобы украинские фермеры продолжали посевную. «Будущий урожай будет национализирован в пользу россии, только небольшая часть останется фермерам», — отметила она.

Как заявила омбудсмен, экспроприация продовольствия на оккупированных территориях является нарушением Женевской конвенции в части защиты гражданского населения во время войны.

Людмила Денисова

Хотя чему удивляться, ведь в самой россии, как известно, развязанную ею войну называют «специальной военной операцией».

Оккупанты, в общем-то, и не скрывают, что воруют украинский урожай. Его, в частности, используют для внутрироссийских потребностей. Так, херсонские ранние овощи, например, капуста, уже продаются на Крымском полуострове.

Но оккупированным Крымом дело, похоже, не ограничится. В далеком сибирском Красноярске также с нетерпением ждут овощей и зерна с Херсонщины. Местные законодатели считают, что «экспроприация излишков прошлогоднего и нынешнего урожая фермеров Херсонского региона станет одним из инструментов оказания помощи малым формам хозяйствования, потребительским кооперативам». Такая «гуманитарная помощь», а, по сути дела, акт мародерства, может распространиться и на другие регионы россии.

В рф оправдывают подобные действия введенными против страны-агрессора санкциями, в результате которых, в частности, для нее стали недоступны иностранные семена — их доля в россии по некоторым позициям достигает 100%. Что ж, если перефразировать известную поговорку, то выходит, что «воровать — не сеять».

Для того, чтобы украинское зерно попало в Сибирь, да и, вообще, в любую точку россии, его сначала нужно вывезти в оккупированный Крым, так как других безопасных для захватчиков маршрутов на сегодня нет. Оттуда украденный урожай может быть перемещен по так называемому Крымскому мосту в Краснодарский край, а дальше — по всей рф.

Еще одним вариантом являются поставки по морю. О них уже говорилось выше — вывезенная с оккупированных территорий продукция грузится в крымских портах на суда. Прийти они могут в порты, расположенные на Черноморском и Азовском побережье рф. Дальнейшая логистика — такая же, как и в первом варианте.

Акела промахнулся с элеваторами

Очевидно, что из-за войны Украина, которая является одним из главных поставщиков аграрной продукции на мировые рынки, в 2022 году соберет гораздо более скромный урожай, чем в предыдущие периоды. По прогнозам Украинской зерновой ассоциации, в этом году в нашей стране может быть собрано примерно 63 миллиона тонн зерновых и масличных культур. Это почти вдвое меньше урожая 2021 года, который составил 106,6 миллиона тонн. Соответственно, сократятся и объемы экспорта. Пока что речь идет о возможности экспортировать порядка 35 миллионов тонн зерновых и масличных. Вывозить урожай можно будет по суше, так как россия заблокировала отечественные порты.

Одной из причин сокращения объемов урожая нынешнего года является временная оккупация южных регионов страны. Но насколько значительным для отечественного агросектора будет эффект от экспроприации урожая россиянами?

«Насколько я знаю, подтверждены 80 тонн зерна (которые оккупанты вывезли из Херсонской области — «Апостроф»). Это немного, — сказал в комментарии изданию член Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин. — Ведь экспортный потенциал Украины составляет 50 миллионов тонн в год (в 2021 году экспорт зерновых составил 51,2 миллиона тонн)».

По словам эксперта, основные запасы украинского зерна, составляющие десятки миллионов тонн, находятся на припортовых элеваторах Николаева и Одессы. «В Херсонской области припортовых элеваторов практически нет. Поэтому на сегодняшний день каких-то серьезных убытков для украинского аграрного сектора нет», — пояснил Пендзин.

Пока объемы вывезенного зерна не критичны. Но такая практика уже напоминает вывоз продовольствия из Украины во время Голодомора. Международная общественность уже должна приложить максимум усилий для того, чтобы не допустить повторения этого ужасающего факта в истории человечества.

Порт Одессы

Урожая для оккупантов не будет

Однако россия также является важным игроком на мировом рынке аграрной продукции. Возникает вопрос: может ли страна-агрессор попытаться отправить украинское зерно на экспорт, выдав его за свое?

Как было сказано выше, российские мародеры украли пока не очень много. Но ведь они претендуют и на будущий урожай.

Правда, с ним у оккупантов могут возникнуть проблемы.

«Вопрос в том, что я вообще не знаю, кто на сегодня посеялся в Херсоне, — говорит Олег Пендзин. — И, если они не провели осенне-полевых работ, там собирать будет нечего».

Эти данные подтверждает и эксперт по вопросам агропромышленного комплекса Иван Томич. По его словам, ситуация с посевной на временно оккупированных территориях юга Украины достаточно проблематичная.

«По сравнению с другими областями, разница (в объемах посевов) очень большая. Там посевную кампанию проводят с очень небольшой интенсивностью. С неуверенностью, с отчаянием. В целом там будет посеяно где-то на 30% меньше, чем в соседних областях», — сказал он «Апострофу».

Вместо экспорта — суд

Но, даже если и этот небольшой урожай все же решат украсть, его все равно будет очень сложно продать на экспорт.

Олег Пендзин напомнил, что многие страны мира ввели ограничения на экспорт продовольствия из рф. Кроме того, сама россия ввела квоты на вывоз своей аграрной продукции, а потому шансы на то, что украинское зерно будет продано на мировом рынке под видом российского, крайне невелики.

Ну, и самое главное: вывоз даже незначительных объемов украденной сельхозпродукции станет «очень серьезным аргументом» в международных судах для требования компенсации за подобное изъятие, говорит эксперт.

По его словам, здесь важен не столько объем вывезенного, как сам факт мародерства.

Сюда же, кстати, можно отнести и украденные в Мелитополе Запорожской области новенькие американские комбайны фирмы John Deere, которые затем засветились в Чечне. Как известно, комбайны удалось отследить благодаря установленным на них GPS- трекерам.

«Это в очередной раз подтверждает общую позицию российских войск, как оккупантов, для которых нет никаких ограничений», — резюмировал Олег Пендзин.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Может Заинтересовать

«Метінвест» з 1 травня підвищить зарплату працівникам виробничих та ремонтних підприємств в Україні

Найбільша українська гірничо-металургійна компанія "Метінвест" з 1 травня поточн…