Главная Политика Кто выигрывает в противостоянии президента и парламента?
Политика - 13.06.2019

Кто выигрывает в противостоянии президента и парламента?

Статья из газеты:
Еженедельник «Аргументы и Факты» № 24 12/06/2019

Владимир Зеленский и его команда с одной стороны и народные депутаты — с другой, схлестнулись вокруг знаковых для Украины вопросов.

Борьба заморозила работу руководства страны, но она настолько зрелищная, что избирателям скучать не приходится.

Народовластие отфутболили

Пакет законопроектов о народовластии был предвыборным обещанием Владимира Зеленского. Он собирался подать на рассмотрение в ВР свои предложения об избирательной системе, референдумах, импичменте, снятии неприкосновенности. Выполнять обещание он решил поэтапно и натолкнулся на мощное противодействие.

Первым прошло мимо изменение в избирательное законодательство. Президентскую инициативу отменить мажоритарку, снизить проходной барьер с 5% до 3% и оставить голосование по закрытым партийным спискам в ВР не согласовали.

Команда Владимира Зеленского пошла на маленькую месть: Администрация президента опубликовала стенограмму консультаций с лидерами фракций по вопросу досрочных выборов. Из ее текста стало понятно, что большинство топ-парламентариев были не против принять президентские предложения. Ведь Избирательный кодекс с открытыми списками, который рассмотрели только в первом чтении, похоронен под 4,5 тыс. правок, и принять его ни к досрочным, ни к срочным выборам не успевают. То есть, под стенограмму договорились об одном, а поддерживать в зале не стали.

Дальше ВР выбросила за борт президентский законопроект об импичменте. Пошаговка создания специальной следственной комиссии в ВР, выбор спецпрокурора и спецследователей, рассмотрение решений на всех этапах, вплоть до финального слушания в парламенте, в законопроекте выписаны осторожно. Только бы не пришлось менять положения Конституции и собирать 300 голосов нардепов. Но не было необходимости проходить «между каплями» — парламент даже не включил президентскую инициативу в повестку дня. Вместо этого, во втором чтении рассмотрели и поддержали депутатский законопроект о временных следственных комиссиях (ВСК). Они — база для импичмента.

Нардеп Борислав БЕРЕЗА объяснил, что запуск ВСК расширяет полномочия парламента по многих вопросам. Само понятие существует давно, но не было детализации.

«Именно поэтому ГПУ, Нацполиция, СБУ, НАБУ и САП могут игнорировать дачу показаний депутатами и скрывать информацию, — говорит он. — Как глава двух ВСК, я могу сказать, что правоохранительные и следственные органы пользуются этим по максимуму. Если есть возможность не приходить на ВСК, то не приходят. Если могут не давать информацию, то не дают. И этот закон позволяет исправить ситуацию».

Борьба законопроектов завершилась со счетом 1:0 в пользу нардепов. По кадровым вопросам они тоже забили гол в ворота президента.

Непотопляемые кадры

Парламент рассматривал вопрос отставки пермьер-министра Владимира Гройсмана по его инициативе. Спикер ВР Андрей Парубий, не скрывая раздражения, высказался против премьерской отставки ради стабильности в стране, пока «кто-то проводит эксперименты». Результат — Гройсман остается на должности без приставки «и.о.» вплоть до роспуска Кабмина после парламентских выборов.

«Закономерная ситуация. Гройсман продемонстрировал, что не боится отставки, парламент показал, что в нынешнем состоянии не способен на принятие любых решений. Все при своих интересах. С точки зрения интересов страны, лучше пусть будет полноценное правительство, чем правительство и премьер в статусе и.о.», — объяснил политолог Владимир ФЕСЕНКО.

Следующие кадровые вопросы тоже провалены. Зеленский подал в Раду представления на отставку топ-руководителей по своей квоте: главы СБУ Василия Грицака, министра иностранных дел Павла Климкина, министра обороны Степана Полторака. Голосов в поддержку не нашлось.

Как объяснил лидер Радикальной партии Олег Ляшко, Зеленский должен был, но не подал представления о кандидатурах вместе с представлением об отставке. Раз скамейка запасных пустует, нынешних игроков оставили на поле.

Но президент оставил за собой штрафной удар. Он снова подаст представления об отставке перечисленных топов и добавит к списку генпрокурора Юрия Луценко. Правда, угол для штрафного неудобный: увольнение генпрокурора — процедура сложная. Законодательство подразумевает, что он трудится на своем посту шесть лет. Луценко отработал три года. Пока сроки не выйдут, президент может инициировать отставку по исчерпывающему списку причин: заявление главы ГПУ; представление Квалификационно-дисциплинарной комиссии прокуроров или Высшего совета правосудия; наличие долга по алиментам.

«Мы стоим перед дилеммой: если мы вносим (представление. — Ред.), и парламент не голосует, то мы по факту легитимизуем главу ГПУ. А если Рада поддержит и уволит генпрокурора, но не ставит нашу кандидатуру, то мы получаем первого замглавы ГПУ. То есть, мы ничего не изменим. Поэтому мы сейчас ищем реальные правовые механизмы, как добиться отставки главы ГПУ», — объяснил представитель президента в парламенте Руслан СТЕФАНЧУК.

В матче на парламентском поле Рада закрепила за собой преимущество. Впереди итоговая игра — в Конституционном суде Украины.

Борьба за роспуск

11 июня начинается и до 29 июня в КСУ должно завершиться устное рассмотрение вопроса о роспуске ВР. Напомним, что в своем указе президент ссылается на то, что в парламенте отсутствует коалиция. 62 нардепа от «Народного фронта» и Радикальной партии его обжаловали. Как предупреждали эксперты, у КСУ могло возникнуть желание проявить свою независимость от гаранта. Так и прозошло: ускоренное рассмотрение это подтверждает. Но каким будет решение предсказать трудно.

Говоря о неконституционности указа, апеллируют к тому, что коалиция все же существовала. Спикер Андрей ПАРУБИЙ, который еще недавно говорил, что не уполномочен составлять списки парламентского большинства, теперь заявил, что подал в КСУ перечень, который подтверждает его наличие:«Мы посмотрели стенограмму, когда была объявлена коалиция. Это было 302 народных депутата. Потом мы отняли все заявления о выходе из коалиции, которые поступали за это время. И если отнять все заявления, которые были поданы до 17 мая 2019 года, выходит 227».

Представитель президента в КСУ Федор ВЕНИСЛАВСКИЙ, напротив, считает, что в конституционности указа нет сомнений:

«С момента, когда из коалиции «Европейская Украина» вышли сначала фракция Радикальной партии Украины, потом «Батькивщины», потом «Самопомочи», суммарный количественный состав народных депутатов, которые остались в Блоке Петра Порошенко и «Народном фронте», не превышал минимально необходимое количество, которое позволяет говорить о существовании коалиции».

Арифметическая нестыковка происходит в связи со спорным вопросом: входят ли в коалицию только парламентские фракции или же она может формироваться и за счет мажоритарщиков? В разные годы КСУ давал противоречащие друг другу выводы на этот счет. Позиция Вениславского — большинство формируют именно фракции. В соглашении «Европейская Украина» была именно такая формулировка: о коалиции депутатских фракций. Однако в безоговорочной победе президентская команда не уверена.

«Я как юрист могу сказать, что решение суда и справедливость — это далеко не всегда одинаковые вещи», — констатировал Р. Стефанчук.

Политтехнолог Тарас ЗАГОРОДНИЙ оценивает шанс признания указа неконституционным на уровне 60%.

«Есть интерес всех ключевых игроков подвесить Зеленского на потенциальное уголовное дело «за превышение служебных полномочий» или старт импичмента», — уточнил он.

Но решение КСУ необязательно может быть однозначным: отмена досрочных выборов с возвратом к старой дате — 27 октября или подтверждение конституционности указа с выборами 21 июля. Некоторые эксперты рассматривает и промежуточный вариант: президентский указ признают неконституционным, но досрочные выборы не отменят, поскольку страна уже вошла в избирательный процесс. Но даже компромиссный вариант будет победой президента — выборы, так выборы.

Анна КОВАЛЕНКО

МНЕНИЕ БОРТНИКА

Когда договорятся?

— После досрочных выборов с Радой нового созыва у президента будут по-разному складываться отношения. На начальном этапе они будут благожелательными, поскольку большинство и правительство будут президентскими. Но какими они будут через два года, когда включатся факторы турбулентности внутри «Слуги народа», когда у президента будут другие рейтинги? Прогнозировать сложно. Я не исключаю, что во второй половине срока у Владимира Зеленского появятся серьезные проблемы в парламенте, и там даже могут сформироваться антипрезидентские коалиции. Если выборы состоятся 27 октября, то на Раду нового созыва президент будет влиять меньше. Его партия наберет меньше голосов, и ей придется вступать с кем-то в коалицию или даже коалиции. Но на начальном этапе, с учетом высоких рейтингов президента, и большинство, и правительство будут пропрезидентскими.

С ВР этого созыва у президента есть коммуникация и сотрудничество. Но нет понимания, общих целей и задач. Есть глубокая конкуренция. Сейчас все, кто сидит в парламенте — конкуренты Зеленского на выборах. Поэтому нормальных отношений не будет.

 

Руслан БОРТНИК, директор Украинского института анализа и менеджмента политики

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Может Заинтересовать

Україна отримає від ЄІБ EUR560 млн для проєктів в енергетиці та відновленні житла